yandex dentalsite.ru

Что делать, если опухла десна?

опухла десна

Отечность мягких тканей – частый спутник заболеваний зубов. Если у вас опухла десна около зуба, она воспалилась, сильно болит и кровоточит во время чистки, необходимо срочно записаться на прием к стоматологу. Эти симптомы нередко свидетельствуют о развитии хронического инфекционно-воспалительного процесса1.

Причины отечности десен

Ответ на вопрос почему воспалилась и опухла десна можно получить только после детального осмотра и при необходимости рентгенодиагностики. Способствовать развитию воспалительного процесса в деснах могут:

• Неправильная гигиена полости рта, например, использование чересчур жесткой щетки, которая повреждает слизистую
  • Недостаток витаминов: опухоль десен может появиться на фоне дефицита витамина С
  • Прорезывание зубов, например, зуба мудрости
  • Некоторые аллергические и системные заболевания
  • Стоматологические заболевания: гингивит, пародонтит, запущенный кариеса2

Определить причину воспаления и назначить лечение должен врач. Чаще всего назначают местные анестезирующие и антисептические средства, которые снимают боль и предупреждают размножение болезнетворных микроорганизмов. Но, если местной терапии недостаточно может потребоваться вовлечение стоматолога-хирурга.

Зуб мудрости как причина опухоли десны

Прорезывание зуба мудрости нередко сопровождается воспалением и болью, из-за того, что слизистая оболочка или зубной мешочек, сквозь которые прорезается зуб, слишком толстые или же для нового зуба недостаточно места в зубном ряду. Если опухла десна около зуба мудрости, не стоит терпеть и ждать, когда боль пройдет самостоятельно. Зуб мудрости растет долго, а воспаление мягких тканей может спровоцировать обострение заболеваний полости рта. Обратитесь к стоматологу, который проведет осмотр и при необходимости сделает небольшую надсечку слизистой, создав благоприятные условия для легкого прорезывания.

Опухлость десны после удаления зуба

Удаление зуба почти всегда сопровождается повреждением тканей, как снаружи, так и внутри. После операции всегда появляется небольшая опухоль десны, но в течение 3-7 дней воспалительный процесс должен утихнуть. Скорость заживления тканей зависит от размера зуба и профессионализма врача. Для профилактики развития инфекционного воспаления специалисты назначают местные антисептические и иммуностимулирующие средства.

Если после удаления зуба прошло больше недели, а опухоль все не спадает, к воспалению десны могут добавиться дополнительные симптомы:

• Высокая температура
  • Озноб, ломота в теле
  • Гноетечение из десны, где вырвали зуб
  • Нарушение самочувствия
  • Покраснение, отечность слизистой над другими зубами3

Все эти признаки говорят о развитии инфекционно-воспалительного процесса и требуют срочного стоматологического лечения. Так как твердые и мягкие ткани полости рта расположены близко к головному мозгу, и, в случае неблагоприятного течения, воспаление может грозить инфекционными осложнениями в виде менингита, сепсиса и других заболеваний.

Заболевания зубов и полости рта

Отечность десен может возникать как на фоне кариеса, так и вследствие острых или хронических инфекций ЛОР-органов.

Основные заболевания, которые протекают с опухолью десен:

Гингивит и стоматит могут протекать совместно, а могут развиваться отдельно друг от друга. При гингивите воспаление охватывает преимущественно десневую ткань, появляются такие симптомы, как кровоточивость и припухлость десен, неприятный запах изо рта, выделение гноя. При хроническом течении повышается риск развития пародонтита с оголением шеек зубов.

Стоматит может иметь вирусную или грибковую природу. Его появление связано с повреждением слизистой, например, брекетами, зубными протезами или горячей пищей. В остром периоде десневая ткань становится отечной, красной, могут появляться язвочки и белый налет на языке и самих изъязвлениях. У детей стоматит часто протекает с высокой температурой и выраженной болезненностью слизистой.

Пародонтит и периодонтит, несмотря на схожие названия - совершенно разные заболевания.

При пародонтите воспаляются десны и ткань, окружающая и удерживающая зуб в альвеоле – пародонт.

Периодонтит - распространенное осложнение глубокого кариеса и пульпита, во время которого происходит разрушение костной ткани зуба.

Оба заболевания характеризуются покраснением и воспалением десневой ткани, повышенной чувствительностью зубов, а также образованием "кармашков" – твердых отложений, которые скапливаются под деснами, вызывая их отслоение.

Свищ на десне представляет собой канал, ведущий к воспалению в верхушке зубного корня. Зачастую свищ является осложнением кариеса и пульпита, когда скопившийся гной в очаге воспаления "ищет" канал выхода – и находит его через отверстие в десне. Именно поэтому свищ, как правило, не сопровождается острой болью, ведь гной уже вышел наружу. Зато десна в пораженном районе теряет здоровый вид, отекает и становится багровой5.

Чем лечить опухшую десну?

Что делать, если десна опухла и покраснела? Самое верное решение — обратиться к стоматологу. При выявлении глубокого кариеса, пульпита, периодонтита может потребоваться хирургическое лечение. Специалист иссекает пораженные ткани, прочищает корневые каналы, заполняет их антисептиками, противовоспалительными лекарствами.

Если специалист обнаружит гранулему – узелок воспаленной ткани - то зуб вскрывают, высверливают все кариозные ткани и старые пломбы, после чего механически обрабатывают корневые каналов. Каналы заполняются специальным антисептическим средством, которое поможет остановить распространение инфекционного процесса. Но если гранулема не исчезла или уменьшилась незначительно, может потребоваться удаление корня зуба.

Лечение пародонтита, как правило, занимает несколько недель. Важно обратиться за медицинской помощью, когда разрушение костной ткани только начинается. Задача специалиста — остановить этот процесс и предотвратить углубление десневых карманов6.

При хроническом инфекционном процессе, поражающем внутренние ткани зуба, врач может назначить антибиотики. Антибактериальные средства закладывают в корневые каналы с целью подавления инфекционно-воспалительного процесса.

Если опухоль десны связана с поражением слизистой полости рта, можно ограничиться местным лечением, например, использованием иммуностимуляторов. Стоматиты и гингивиты часто развиваются при наличии хронических очагов инфекции в полости рта и носоглотке могут появиться образования - полипы, аденоиды, кисты. В лечении заболеваний, сопровождающихся отеком десен, кроме назначенных врачом антибиотиков и антисептиков, могут помочь препараты, стимулирующие местный иммунитет слизистой полости рта7.

Препарат Имудон® может применяться в составе комплексной терапии. Местный характер действия помогает препарату контактировать непосредственно в очаге инфекции, что способствует уменьшению воспаления и восстановлению микрофлоры полости рта.

В состав лекарства входит смесь лизатов - неактивных частиц бактерий, которые при попадании в организм стимулируют выработку антител, макрофагов, лизоцима и лимфоцита. То есть, происходит ответная реакция иммунной системы на заболевание. Благодаря этому Имудон® повышает синтез интерферона и способствует повышению местного иммунитета. Сопротивляемость организма растет и количество эпизодов заболеваний уменьшается.

Имудон® может назначаться не только для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта, но и в качестве средства для профилактики пародонтита, стоматита, гингивита, фарингита и хронического тонзиллита8.

Статья подготовлена по материалам:

1. Боровский Е.В., Леонтьев Н.М. Биология полости рта. М.: Медицина, 1991.
2. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. М.: МИА, 2003.
3. Вольф Г.Ф., Ратейцхак Э.М. Пародонтология. М.: Медпрессинформ, 2008.
4. Гаврилов Е.И. Биология пародонта и пульпы зуба. М.: Медицина, 1969.
5. Данилевский Н.Ф. Заболевания пародонта. Атлас. М.: Медицина, 1999.
6. Лангле Р.П., Миллер К.С. Атлас заболеваний полости рта. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
7. Дмитриева Л.А.Терапевтическая стоматология, Москва, Meдпресс-информ, 2003
8. Инструкция по медицинскому применению препарата Имудон® от 01.07.2013

Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомленности пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к лечащему врачу

В начало